Питбайки – история, особенности, производители

Привет! На связи Эксперт-Мото.

В этой статье мы расскажем о питбайках – истории их появления и особенностях.

СОДЕРЖАНИЕ

Что такое питбайк

Питбайк – это мини-мотоцикл типа кросс/эндуро с размерностью колес до 17/14 дюймов (перед/зад), небольших размеров, легкий, оснащается двигателем от 50 до 190 куб. см. Есть детские питбайк рассчитанные на возраст 5 лет и больше.

История появления питбайков

Первые питбайки появились в середине XX века и заменили медленные и не слишком комфортные велосипеды, использовавшиеся для передвижения по пит-лайну.

Пит-лайн - техническая линия - часть гоночной трассы, площадка для ремонта и обслуживания техники, участвующей в гонке

Так и возникло название pit bike - байк для технического бокса. На них передвигались во время гонок механики и другой персонал гоночных команд.

Маленькие и быстрые мотоциклы заменили медленные велосипеды в США в 50-х, 60-х годах. Первые питбайки в основном оснащались двигателем Briggs & Stratton. Мощность этого двигателя составляла всего лишь 5 л.с. 

Briggs & Stratton – мировой лидер по производству двигателей общего назначения и силовой продукции. В 2000 году превосходил ближайшего конкурента – японского производителя Honda – более чем в 2 раз по объему производства.

Но уже в середине 60-х в США появились японские питбайки Honda Super Cub 50, с которых и началось повсеместное распространение японских мотоциклов.

Honda Super Cub 1962 года. Модель для экспорта в СШАHonda Super Cub 1962 года. Модель для экспорта в США

Новая Honda Super Cub C125 2020 годаНовая Honda Super Cub C125 2020 года. Модель выпускает до сих пор и имеет небывалый успех, особенно в азиатских странах. Уже имеет инжекторный двигатель и ABS. Ценник на официальном сайте 3 649 долларов (примерно 245 000 рублей).

Самым популярным питбайком для обслуживания трасс в то время был Honda Z50 Mini Trail. Модель начала выпускаться в США в 1968 году, а в Японии первый экземпляр сошел с конвейера уже в 1961-м. 

Питбайк Honda Z50 Mini Trail 1970-го годаМодель Honda Z50 Mini Trail 1970-го года.

Из-за небольших размеров байк получил прозвище Monkey Bike, потому что посадка на нем выглядела по-обезьяньи, какого бы роста не был спортсмен. Впрочем, именно малые габариты мотоциклаа стали основной причиной его популярности. Кроме того, он обладал неплохими характеристиками, был прост в эксплуатации и обслуживании и стоил весьма недорого.

Посадка взрослого на питбайке Honda Z50 Mini TrailПосадка взрослого на питбайке Honda Z50 Mini Trail

И сегодня в продаже можно увидеть этот байк. Чаще всего это китайские реплики, т.к. цена оригинала достаточно высока. Среди коллекционеров мототехники особенно ценится модель, выпускавшаяся до 70-х годов, у которой отсутствовал задний амортизатор.

Питбайки стали массово продаваться в конце 1960-х годов. Новинка стала интересна не только взрослым, но и детям. Ведь это уже настоящий мотоцикл и на нем может ездить ребенок!

Ребенок на современном питбайке Yamaha PW 50Ребенок на современном питбайке Yamaha PW 50

Первые питбайки, адаптированные для езды по мотокроссовым трассам появились в начале 2000-х. И сегодня термин «питбайк» означает несколько иное, чем изначально. Сегодня питбайк – это мини-мотоцикл, адаптированный для спортивных дисциплин: мотокросс, эндуро, супермото и даже фристайл – на котором выступают в серьезных спортивных соревнованиях.

В США AMA (Американская Мотоциклетная Ассоциация) официально включила питбайки в регламент мотокроссовых соревнований. В России дела обстоят скромнее. Однако и у нас проходят заезды в классе питбайков в рамках многих соревнований. Проводятся неофициальные «мини-мотокроссы», в которых участвуют достаточно сильные спортсмены со всей страны.

Особенности питбайков

Технические

Сегодня ны рынке представлено огромное разнообразие питбайков производителей из разных стран. В основном, распространены китайские питбайки. Объясняется это в первую очередь ценой, ведь те же японские питбайки стоят как «взрослые» кроссовые мотоциклы и большинству покупателей питбайков попросту недоступны. К тому же производство питбайков сконцентрировано именно в Китае и даже многие европейские бренды собираются там.

Несмотря на изобилие разных моделей, в основном питбайки конструктивно схожи и имеют ряд общих особенностей.

  • Двигатель. Горизонтально расположенный двигатель, разработанный на основе концепции Honda Cub, с горизонтальным расположением цилиндра.
  • Объем двигателя. Самые популярные рабочие объемы двигателей для питбайков – это 50, 125, 150 и 190 куб. см. Встречаются также питбайки 110, 140 и другими промежуточными значениями кубатуры.
  • Колесная база. Увеличенная колесная база для более удобной посадки взрослого человека и лучшей управляемости при высоком росте.
  • Коробка передач. Механическая коробка передач с расположение нейтрали внизу по схеме N-1-2-3-4, тогда как у полноразмерных мотоциклов нейтраль находится между 1-й и 2-й передачами. Есть модели с автоматической и полуавтоматической коробкой передач.
  • Колеса. Самые популярные размеры колес (переднее/заднее) 10/10, 14/12 и 17/14 дюймов. «Классикой» считаются питбайки с колесам 14/12 дюймов.
  • Подвеска. Чаще всего спереди устанавливается вилка перевернутого типа, а сзади моноамортизатор без прогрессии.
  • Тормоза. В основном стоят дисковые гидравлические тормоза, но на самых маленьких и дешевых могут быть и барабанные.
  • Резина. Большинство моделей оснащается «зубастой» внедорожной резиной, но есть модели и с дорожной резиной для езды по асфальту.
  • Система охлаждения. Питбайки помощнее – с объемом от 150 куб. см. – обычно имеют масляный радиатор, остальные охлаждаются встречным потоком воздуха.

Юридические

  • Питбайки – это спортинвентарь, не являются транспортным средством, не сертифицированы для передвижения по дорогам общего пользования. На них нет ПТС, нельзя поставить на учет в ГИБДД и получить номерной знак.
  • Как следствие, водительское удостоверение для питбайка не требуется. Но ездить можно только на специализированных закрытых трассах и спортивных площадках. 

Спортивные питбайк-дисциплины

Мини-мотокросс

Среди прочих питбайк-дисциплин самая популярная в мире – это мини-мотокросс (mini-MX). Эта дисциплина полностью повторяет «классический мотокросс» с небольшими исключениями.

Во-первых, длина круга меньше для безопасности гонщиков и большей зрелищности. Во-вторых, фигуры на трассах меньшего размера и адаптированы под особенности питбайков, чтобы обеспечить безопасность при прохождении трека на большой скорости.

В рамках крупных мотокроссовых соревнований и чемпионатов могут также проводится гонки на питбайках на тех же трассах, на которых соревнуются кроссовые мотоциклы. Обычно в таких случаях заезд идет по малому кругу большой трассы. Но самое большое испытание как для гонщика, так и для питбайка, это заезд на всю длину трассы.

В России самое популярное «питбайковое» соревнование проводит клуб Pitbike Russia на трассе возле деревни Горки в Московской области. Мероприятие имеет статус неофициального чемпионата России по мини-мотокроссу.

Мини-эндуро, хард-эндуро

Питбайки также используются для соревнований по эндуро и хард-эндуро, т.к. эта техника отлично подходит для внедорожья. Питбайки хорошо справляются с пересеченной местностью с достаточно сложным рельефом. Леса, поля, песчаные карьеры, горки, устья рек – это не то, чего боится питбайк. А вот болота и другие грязевые участки представляют опасность для питбайка из-за воздушного охлаждения. Система забивается грязью и не справляется со своей функцией, что может привести к перегреву двигателя. Кроме того, сказывается маленький размер колес, как следствие меньшая проходимость. Поэтому оптимальным диаметром колес для эндуро считается 17/14 дюймов.

Мини-фристайл

С ростом популярности «большого» фристайла, появились желающие испытать себя в прыжках и выполнении трюков на питбайках.

Как правило, фристайл исполняют на дорогих питбайках известных производителей с колесами диаметром 10/10 и 14/12 дюймов, руководствуясь принципом – чем качественнее и прочнее байк, тем безопаснее прыжки. Иногда встречаются спортсмены на питбайках с колесами 17/14 дюймов.

Площадки для фристайла на питбайках также адаптируют – уменьшают размеры трамплинов, как в мини-кроссе. Дистанции прыжков редко превышают 10-12 м в длину. Во «взрослом» FMX они значительно больше.

Адаптации подвергаются и сами питбайки. Их конструкцию усиливают, чтобы она могла выдержать удары от затяжных амплитудных прыжков.

Даже относительно короткая дистанция прыжка не мешает выполнять большинство «классических» трюков из «большого» фристайла, благодаря небольшому весу и размерам питбайков.

Последние годы мини-фристайл становится все более популярным во всем мире. Питбайкеры выступают на многих международных соревнованиях по фристайлу, демонстрируя публике зрелищные трюки.

Мини-супермото

Дисциплина супермото больше всего похожа на «старшего брата». Соревнования проходят на тех же «полноразмерных» кольцевых трассах, экипировка спортсменов такая же.

Благодаря массовому распространению питбайков, дисциплина мини-супермото изменилась до неузнаваемости. Во многих странах, питбайки сменили скутеры, которые до этого использовались в дисциплине мини-супермото, но не слишком подходили из-за особенностей конструкции, меньшей мощности и большого веса.

Гонки в этой категории проводятся на питбайках типа «мотард» – на них установлены слики (резина без протектора) для лучшего сцепления с асфальтом и, как правило, колеса одинакового диаметра. Нередко питбайки тюнингуют, повышая мощность двигателя и управляемость на высоких скоростях.

Частые вопросы о питбайках

Что делают на питбайке?

Выступают на соревнованиях, катаются по лесу, на даче, дети и взрослые, учатся управлению мотоцикла.

Что будет, если поймают на питбайке?

Ничего хорошего :) Питбайк не для дорог общего пользования.

  1. Штраф 1500 рублей
  2. Штрафстоянка
  3. Если водитель несовершеннолетний, то проблемы у родителей и у него самого. Учет в полиции + штрафы + проблемы с трудоустройством.

Чем отличается питбайк от кроссового и эндуро мотоцикла?

Мы это обговорили выше в статье. Да, мотоциклы похожи за исключением размеров. Но технически они сильно отличаются.

Что лучше мопед или питбайк?

Разные классы техники, поэтому однозначно сказать нельзя. Плюс мопеда в том, что можно ездить по дорогам общего пользования, при этом подойдет водительское удостоверение с любой категорией (кат. M идет «в комплекте»).

Для чего нужен питбайк?

В основном их покупают, чтобы весело покататься по полям/лесам.

Что означает питбайк?

Изначально, pit bike – байк для техобслуживания во время гонок.

Как поставить на учет питбайк?

Никак. Это не транспортное средство, ПТС не предусмотрен, на учет поставить нельзя и на дороги общего пользования тоже нельзя.

Как подобрать питбайк по росту и весу?

Приехать в мотосалон Expert-Moto (г. Пермь, ул. Деревообделочная, 8 к1) и посидеть на разных питбайках. Проконсультируем, подскажем.

Как часто менять масло в питбайке?

Каждые 10-15 моточасов.

Как выбрать питбайк?

Приехать в мотосалон Expert-Moto и выбрать понравившийся :)

Рейтинг производителей питбайков

Бренд Страна Страна производства Популярность
Apollo Китай Китай 3
Ataki Россия Китай 3
BSE Россия Китай 5
JMC Россия Китай 4
Kayo Китай Китай 4
Motoland Россия Китай 3
PWR Racing США Китай 3
Regulmoto Россия Китай 3
YCF Франция Китай 3
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
О компании

Expert-Moto предлагает широкий ассортимент мототехники – мотоциклы, питбайки, квадроциклы, скутеры, мопеды, мотобуксировщики в Перми, а также аксессуары к ним. У нас выгодные цены, регулярные скидки и спецпредложения. Мы официальный дилер.

© 2012–2024 Мотосалон Expert-Moto
г. Пермь, ул. Деревообделочная 8 к.1